Хотя практика Дзогчена выглядит очень простой, она чрезвычайно глубока; чем больше вы практикуете, тем глубже и обширнее она становится, и тем больше вы постигаете, что всё содержится в сущностном «моменте» Дзогпаченпо и исходит из него. Главный момент в практике Дзогчена – быть настолько естественным, насколько возможно, отпуская себя и без усилий расслабляясь в своей природе, в ригпа. Вы просто позволяете всему смятению раствориться в абсолютном и принимаете свою природу, подобную небу. Дух этого очень хорошо выразил Нёшул Кхэн Ринпоче:
Утверждается, что мы воплощаем зерцалоподобную мудрость, когда начинаем переживать ум как нечто светоносное и пустотное. Ум пустотен, но это не превращает ум в ничто - он светоносен. Поэтому, когда практикующие начинают переживать совозникновение светоносности и пустотности, они начинают осознавать зерцалоподобную мудрость.
Если знать истинное состояние как оно есть, то всё, что мы называем прошлой жизнью, будущей жизнью — всё это связано с нашим относительным состоянием. В нашем изначальном состоянии нет рождения и смерти. Если нет рождения и смерти, как могут быть прошлые и будущие жизни? Изначальное состояние можно сравнить с пространством, с небом, в котором можно видеть множество разных облаков. Они появляются потому, что есть какие-то вторичные причины. Но на самом деле всё, что проявляется, растворяется в своём измерении, в пространстве, как облака тают в небе. Это необходимо понять.
Весомость благих и неблагих действий не зависит от того, какими они видятся со стороны. Малым поступком легко накопить большую благую или большую отрицательную карму. Все зависит от нашего намерения или настроя.
«Практика лоджонг (или тренировка ума) состоит из двух элементов – практики медитации тонглен и учения, основанного на афоризмах. Фундаментальная предпосылка лоджонг: мы можем подружиться с тем, что отвергаем, что кажется нам «плохим» в нас самих и других людях. В то же время мы можем научиться щедро делиться тем, что ценим, что кажется нам «хорошим». Если мы начинаем так жить, нечто давным-давно сокрытое начинает расти и созревать в нас. Традиционно это «нечто» называют Бодхичиттой, или пробуждённым сердцем. Это то, что у нас уже есть, но чего мы, как правило, пока не открыли.
Тело может использоваться как объект для медитации на каждом этапе созерцательного пути от самых первых шагов до достижения буддовости.
А вот как нужно устранять мысленные препятствия, которые таят в себе мысли о богах и демонах. Если у тебя часто бывают переживания - следствия связи между строением каналов и изменением потока мыслей, на тебя будут нападать иллюзорные проявления так называемых демонических сил и сомнения. Когда возникнут мысли, полные страха и ужаса, быстро приметь их и привнеси в путь. Если ты позволишь им безудержно возрастать или подпадешь под их влияние, они станут препятствием для твоей практики.
Помимо описанных знаков пробуждения и реликвий, появляющихся из тела после кремации, о реализации практикующих также судят по феномену, называемому Тукдам.
Расслабить означает освободить. Но что здесь нужно расслабить? От чего мы должны освободиться?