Намкай Норбу Ринпоче. Истинное состояние как оно есть.
Если знать истинное состояние как оно есть, то всё, что мы называем прошлой жизнью, будущей жизнью — всё это связано с нашим относительным состоянием. В нашем изначальном состоянии нет рождения и смерти. Если нет рождения и смерти, как могут быть прошлые и будущие жизни? Изначальное состояние можно сравнить с пространством, с небом, в котором можно видеть множество разных облаков. Они появляются потому, что есть какие-то вторичные причины. Но на самом деле всё, что проявляется, растворяется в своём измерении, в пространстве, как облака тают в небе. Это необходимо понять.
Поэтому, хотя мы считаем одни действия хорошими, добродетельными, а другие, напротив, неблагими, всё это подобно облакам в небе. В относительном состоянии они представляются нам чем-то осязаемым, как, например, бывает во сне. Здесь об этом ничего не говорится, это я привожу такой пример. Нам может присниться хороший или плохой сон. Одно нам приятно, а другое неприятно, как будто это что-то реальное. Если сон обычный, в котором мы не осознаём, что спим, то, когда снится что-то хорошее, мы радуемся. А когда сон плохой и, проснувшись, мы понимаем, что это сон, всё равно мы ещё расстроены. Это пример того, что в конкретный момент что-то может казаться нам очень реальным. Точно так же, если мы говорим: хорошее действие, плохое действие, — в тот момент и в том относительном измерении это для нас действительно является чем-то реальным. Если вы знаете и находитесь за пределами этого, то вы в подлинном состоянии. И в этот момент вы обнаруживаете: нет ничего, что было бы важным.
Вот почему Будда всегда говорил, что всё нереально, как сон. Жизнь — большой сон. Это очень-очень важно. Это особенно важно в том числе и для тех, кто давно практикует. У некоторых вечно множество проблем, они всегда говорят: «У меня столько проблем!» — и начинают перечислять свои проблемы одну за другой. Тогда я говорю: «Не думайте о проблемах, расслабьтесь». Отвечают: «Да, я знаю, что нужно расслабиться, но не могу». Это верно, вы не можете расслабиться, потому что взволнованы. Почему вы взволнованны? Потому что придаёте всему слишком большое значение. Почему вы придаёте слишком большое значение? Потому что считаете всё это чем-то реальным, чем-то важным и добиваетесь нужного, с вашей точки зрения, результата. Вот почему вы не можете расслабиться. Вспомните слова Будды: «Всё нереально точно так же, как сон». Когда вы спите, сновидение кажется реальностью, но, проснувшись, вы обнаруживаете, что это был всего лишь сон. Поэтому вы не придаёте ему большого значения. Если же вы не придаёте значения, есть возможность расслабиться.
Расслабление очень важно в нашей практике. Как вы помните, трегчо означает полное расслабление. Даже если мы не умеем полностью расслабляться, мы стремимся к этому и не придаём значения ничему <относительному>. Так вы сможете наслаждаться жизнью. Если вы не расслабляетесь, вы никогда не сможете наслаждаться жизнью. Вы постоянно боретесь за существование. Но я уже говорил вам, что расслабление не означает, что вы остаётесь безразличными ко всему. Пребывая в состоянии расслабления, в то же время вы остаётесь в присутствии. Тогда у вас будет получаться всё задуманное, и вас не будут одолевать проблемы.