ПАДМАСАМБХАВА о том как пребывать в пробужденном состоянии
Удели мне внимание, великий учитель! Молю тебя, милостиво даруй мне сущностные наставления, как, пребывая в состоянии пробужденное, отсечь корень страдания и включить в путь и рождение, и смерть.
Слушай, Цогял! Показав ключевые моменты практики пяти йог, я дам тебе сущностные наставления, помогающие использовать как путь всё, что ты делаешь.
Во-первых, что касается йоги сна, то сам момент засыпания напоминает умирание. Поэтому восстанови свои самаи, вновь прими обеты шраваки, очисти поток сознания, отсеки хаос трех клеш-ядов и избегай увлечения воспоминаниями и мечтами о будущем. Предоставь всем внешним и внутренним дхармам полную свободу в самадхи таковости - состоянии, где нет сосредоточения совершенно ни на чем. Заснуть в состоянии несозданной стадии завершения, дхармакаи, свободной от понятий, - означает использовать умирание; как путь.
Раствори все внешние и внутренние дхармы, весь мир и живых существ, главное божество и его окружение в семенном слоге в своем сердечном центре. Отходя ко сну в состоянии несосредоточения, ты используешь представление об умирании как путь.
Во-вторых, йога пробуждения напоминает новое рождение. Как только ты проснешься, ярко вспомни беспрепятственную осознанность стадии завершения. Это очищает от продолжения перерождений.
К тому же необходимо понимать ключевые моменты закона причины и следствия. Это привносит жизненно важное содержание в любую духовную практику и способствует ей больше, чем что-либо другое.
На рассвете распредели чистую часть пищи по нади и выдели нечистую часть. Когда внутренность нади совершенно пуста, легко могут возникнуть внешние, внутренние и тайные пороки и достоинства. Затем нади становятся центральным каналом, а прана - [праной] мудростью, элементы - великим блаженством, а ум - недвойственной пробужденностью. Для того же совершают все виды лечебных процедур и ритуалы исцеления. Кроме того, этим объясняется, почему истинно совершенный Будда пробудился к истинному и полному просветлению именно на заре.
В-третьих, йога питания должна быть объединена с посвящением Тайной Мантры. Если ты практикуешь стадию зарождения, освящай еду как нектар мудрости. Представляя божество у себя в животе, наслаждайся насыщением как растворением одного божества в другом.
Если практикуешь очищение омрачений, освящай еду как нектар мудрости. Принимая пищу, представляй, будто полностью сжигаешь семена шести классов существ, заключенные в виде букв в твоем сердце.
Если практикуешь единение, освящай еду как нектар недвойственных средств и знания и, принимая пищу, представляй, будто всё объединяешь.
Если практикуешь стадию завершения, освящай еду как мудрость вместерожденных видимых проявлений и пустоты. Наслаждайся насыщением дхарматы дхарматой.
Короче говоря, нераздельно пребывай в том самадхи, которое ты практикуешь, и наслаждайся им. Так любая пища, которую ты ешь, становится причиной для самадхи.
В-четвертых, что касается непрерывной йоги, практик, который правильно применяет путь, никогда не будет подвержен обычным клешам. Благодаря особым методам он должен узнавать все возникающие клеши и направлять их на верный путь. Корень клеш - пять ядов. Вот как нужно использовать их в качестве пути: когда внезапно возникает сильное желание, проявив внимательность, заметь его и размышляй о его причине. Оно возникло под влиянием извне, навеяно стремлением предаться любви с соблазнительной женщиной или красивым мужчиной. В данный момент муки страсти подобны мощному потоку воды. В конце концов твой ум будет полностью захвачен желанием следовать привычным путем.
Чтобы распознать это, пойми, что овладевающие тобой внешние влияния созданы твоим же умом. В противном случае твой любимый друг не мог бы быть для кого-то врагом. Твое стремление кем-то обладать возникает у тебя в уме и проявляется как желание - так в пустом небе возникает ветер.
Теперь, о том, как увидеть сущность желания и использовать его в качестве пути. Пребывай в состоянии, в котором привлекательные внешние факторы и стремление обладать свободны от двойственности - так желание становится сущностью недвойственности блаженства и пустоты. Врожденная природа пустоты не создана из чего-либо [отдельного от] ее проявления, которое возникает как блаженство. Таково совершенство желания, мудрость, различающая всё в отдельности. Точно так же, увидев сущность гнева и пребывая в ней, ты познаёшь недвойственную сущность ясности и пустоты. Исконная природа - пустота, а ее выражение есть ясность. Таково совершенство гнева, зерцалоподобная мудрость.
Увидев сущность неведения и пребывая в этом состоянии, ты постигаешь свободную от понятий пробужденность. Исконная природа - пустота, а ее выражение есть немышление. Таково совершенство неведения, мудрость дхармадхату.
Точно так же, если ты примешь как путь гордость и зависть, они становятся мудростью равности и всесвершающей мудростью.
Если быть кратким, десять недобродетелей происходят от пяти ядов. Пять ядов коренятся в трех ядах. Распознавая эти три яда и используя их как путь, ты поддерживаешь учение Трипитаки и осваиваешь три аспекта:
Благодаря пониманию сущности желания и пребыванию в этом состоянии ты переживаешь блаженство, которое становится Виная-питакой. Ты отвращаешься от обычных желаний, что есть освоение нравственности.
Благодаря пониманию сущности гнева и пребыванию в этом состоянии ты переживаешь ясность, которая становится Сутра-питакой. Ты отвращаешься от обычного гнева, что есть освоение самадхи.
Благодаря пониманию сущности неведения и пребыванию в этом состоянии ты переживаешь немышление, что становится Абхидхарма-питакой. Ты отвращаешься от обычного неведения, что есть освоение различающего знания.
Необходимо распознать все возникающие клеши и объединять их с путем, как сказано.
Пятое - это йога времени и жизненно важных моментов. Существует пять периодов.
Первый - раннее утро, когда чистая часть пищи отделяется от нечистой, когда твой ум остр, тело отдохнуло, рассудок ясен, а бинду возросло. Сила как ошибок, так и добродетелей возрастает, поэтому важно распознавать любую мысль, возникающую как проявление желания, и использовать ее на пути добродетели.
Второй - вечерние сумерки, когда бинду убывает и может возникнуть чувство беспокойства. Усиливаются чары богов и демонов. Это время напоминает смерть. Сила как ошибок, так и добродетелей возрастает, поэтому важно распознавать любую мысль, возникающую как проявление страха, и использовать ее на пути добродетели.
Третий - когда возникают сильные клеши или сумбурные мысли. Если ты не в состоянии использовать их как путь, это может стоить тебе жизни или заставить тебя нарушить обеты, помешать самадхи и исказить истинный путь. Поэтому распознай их и объедини с путем.
Четвертый - время, когда возникает недвойственная изначальная пробужденность и твой ум проявляется как сущность немышления. Используй это на пути средств. Применяя ключевые моменты в рамках этих упражнений, практикуй длительно, не отвлекаясь ни на миг. В это время формируются побуждения и причинные связи. Это жизненно важный момент, поэтому важно принять решение. Не следует допускать, чтобы побуждения и причинные связи смешивались с другими видами обычного рассудочного мышления. Если [побуждение] обусловлено рассудочным мышлением, это похоже на врачебную ошибку, когда охлаждающее лекарство применяют против болезни холода.
Пятый - когда приходит время смерти. В этот момент ты полностью находишься во власти своей особой «связующей кармы», поэтому он очень важен для формирования благих причинных связей. Предай забвению все дурные поступки и вспомни все благие дела. Сосредоточь ум на конкретной практике, которую прочно освоила, и в каждый отдельный момент будь свободна от заблуждающегося переживания. Короче говоря, это время чрезвычайно важно для формирования благой причинной связи.