История
February 11

Буддийские истории. Тулку Ургьен Ринпоче. «Нарисованное радугой»  

Чудом является уже то, что мы просыпаемся каждое утро. Говорят, что разница между жизнью и смертью — один-единственный вздох. Если вы выдохнете и не вдохнёте, — вы мертвы. Нагарджуна сказал: «Поскольку всё обстоит именно так, невозможно не удивиться тому, что человек просыпается каждое утро». Недостаточно услышать или прочитать о непостоянстве — его нужно усвоить всем сердцем.

В цикле учений, данных Падмасамбхавой, под названием «Карлинг Шитро» («Мирные и гневные божества; цикл, обнаруженный Карма Лингпой») есть очень яркий образ неизбежности нашей смерти. Представьте себе, что вы стоите на полуторасантиметровом выступе в середине отвесной скалы, а под вами — почти бездонная пропасть. Неразличимо далеко внизу ревёт река. Вы даже не отваживаетесь взглянуть вниз. Пальцами ног вы цепляетесь за каменный выступ, а руками держитесь за два пучка травы размером с козлиную бородку.

Вы держитесь что есть сил; эти два пучка — ваша жизненная сила и продолжительность жизни. В это время непостоянство в виде двух крыс, представляющих из себя Царя смерти и Царя жизни, подгрызает, травинка за травинкой, пучки травы, вашу последнюю опору. Когда они сгрызут её, держаться будет не за что. Путь только один — вниз, в пропасть. Ваши духи-защитники летают над вами в форме двух ворон; но как они могут помочь в этой отчаянной ситуации? Так что вы ещё держитесь, но травы становится всё меньше. Шансов уцелеть — нет.

Мы в таком же положении. Мы, практикующие, должны ясно представить себе это учение Падмасамбхавы, наглядно показывающее нам нашу смертность и неминуемую гибель. Пожалуйста, вдумайтесь в эту картину; она представляет из себя истинное положение дел. Внизу — «пропасть» трёх нижних миров.

Нет смысла думать о чём-либо другом. И потом спросите себя: «Что делать?». Истинный практик должен принять это близко к сердцу и медитировать на этом!

Наша привязанность к чувственным удовольствиям и предметам желаний наших пяти чувств заставляет нас вертеться в сансаре. Вот ещё один пример из «Карлинг Шитро»; он касается привязанности к чувственным удовольствиям. Представьте, что вы приговорены к смерти и вас подтаскивают к палачу. Ваша голова уже лежит на плахе; палач заносит топор. Вот-вот последует удар; тут кто-то подходит к вам и говорит: «Я хочу преподнести вам в дар прекрасную супругу и великолепный дворец, полный неописуемой роскоши и незабываемых переживаний». Как вы к этому отнесётесь в свете предстоящего удара топора? Привлекает ли вас перспектива наслаждений? Этот пример из «Карлинг Шитро» очень наглядно показывает тщетность нашей привязанности к чувственным удовольствиям сансары. Неужели мы действительно считаем их долговечными? Практикующие, сочетайте метафору с её смыслом!

Верьте, что все наши кармические поступки имеют последствия. Всё, что происходит: образование Вселенной, её бытие, изменения и распад, — всё происходит без какого-либо создателя и творца. Всё это — результат кармических действий живых существ. Таков непреложный закон.

Далее, рассматривая шесть классов существ, мы видим, что жизнь в любой из этих форм приносит боль. В сансаре нет ни одного места, переродившись в котором, живое существо испытывало бы постоянное счастье. В аду существа страдают от жара и холода; голодные духи страдают от голода и жажды; родившись животным, вы мучаетесь от глупости, а вдобавок другие существа порабощают или съедают вас; жизнь человека, полубога и бога тоже полна различных несовершенств. Глубоко вдумавшись в различные сансарические состояния, вы обнаружите, что ни в одном из них нет избавления от страданий и боли.

Лонгчен Рабджам много лет медитировал в месте, называвшемся Ганг-ри Тёкар, Снежная Гора Белого Черепа, где у него не было даже приличной пещеры. Три года он укрывался под нависшей скалой. Всё, что у него было из одежды и спальных принадлежностей, — это кусок мешковины. Днём он носил его как одежду, а ночью спал на нём. Этот кусок материи служил ещё и сидением во время медитации. При подходе к убежищу Лонгчена Рабджама рос большой куст с колючками. И каждый раз, когда Лонгчен выходил по нужде, колючки царапали его до крови. Справляя нужду, он всякий раз думал: «Крайне неудобно каждый раз протискиваться мимо этого куста. Нужно бы срубить его». Но, всякий раз протискиваясь назад, он думал: «С другой стороны, может быть, сегодня — последний день моей жизни. Почему я должен тратить его на борьбу с кустом? Это бессмысленно; лучше я займусь чем-то более важным, например, своей тренировкой в воззрении, медитации и поведении. Если сегодня — последний день моей жизни, я проведу его в практике. Никогда не знаешь, сколько времени тебе ещё осталось». Так он забывал про куст и возвращался на своё место продолжать медитацию. Так продолжалось день за днём; через три года он добился полной реализации. Куст так и остался несрубленным.

Вот пример того, во что могут вылиться размышления о непостоянстве у великого реализованного мастера, каким был Лонгченпа. Весь смысл предварительных практик — очистить плохую карму и накопленные нами самими затемнения сознания. Это не доставляет больших физических удовольствий. Простирания и другие предварительные практики делаются не ради физического комфорта. Честный практик, делая простирания, не будет при этом пытаться избежать боли и физических неудобств; не то, что чиновники в Лхасе, которые простирались на мягком матрасе, привязав всевозможные подушечки к коленям, рёбрам и локтям, чтобы никак себе не повредить. Такой стиль называется «простирания V.I.P», и я уверяю вас, что таким образом не очистить кармы и затемнений.

Есть другой стиль простираний — им пользовался Патрул Ринпоче. Просто простираешься, где бы ты ни был, независимо от ландшафта. Можно находиться в главном зале монастыря, а можно — в поле, среди травы и камней; важно то, что ты опускаешься на землю и вытягиваешься всем телом, лицом вниз, представляя себе, что перед тобой — объекты прибежища. Патрул Ринпоче всегда практиковал в полях. Он жил в палатке из чёрной шерсти яка и часто простирался снаружи, с пением «Устремления к Сукхавати» (молитва о перерождении в Чистой Земле Будды Амитабхи, написанная Карма Чагмей).

Из-за того, что Патрул Ринпоче никогда не заботился о доске для простираний или каких-либо смягчающих приспособлениях, он со временем стёр своим телом траву и верхний слой почвы, оставив в земле глубокую выемку в форме своего тела. Так простиралось большинство тибетских практиков прошлого. Не было такого, чтобы они одевались в специальный наряд для простираний и простирались в особенно гладком и мягком месте, чтобы было удобнее. У многих практиков шла кровь из рук. Я часто видел людей, у которых на лбу была стёрта кожа и образовывалась мозоль; некоторые стирали кожу на руках и коленях. Сделав 100 000 таких простираний, вы определённо можете очистить свою плохую карму и затемнения.

Когда мы моемся, мы смываем грязь и пот, накопившиеся на нашей коже. Смысл мытья — избавиться от скопления грязи и пота. Мы не станем, смыв чуть-чуть грязи, говорить — «Я принял ванну, так что теперь я чист», оставаясь при этом наполовину грязными. Точно так же, смысл нёндро, предварительных практик, — смыть затемнения и стать чистым. Таким образом, основной показатель того, как и сколько нам нужно практиковать, — это степень, до которой мы очистили свои затемнения. Единственный критерий — это полное очищение.

Цель простираний — полностью очиститься от дурных поступков и затемнений, а совсем не в том, чтобы в своё удовольствие комфортабельно заниматься практикой Дхармы. Это не цель (впрочем, заниматься самоистязанием тоже не цель). Смысл всего — полностью сконцентрироваться на практике; сконцентрироваться с правильной мотивацией, преданностью Трём Драгоценностям и состраданием ко всем живым существам; и потом практиковать с усердием. Это — главное. Нет смысла выходить из бани грязным; помните это!

Во времена Будды, называемые «Веком Совершенства», для того, чтобы полностью очиститься, было достаточно сделать всего 100 000 предварительных практик. Последующие две эпохи назывались «двоекратная» и «троекратная», поскольку нужно было делать два (а в следующую — три) повторения практики. Четвёртый период — период, в который мы живём — называется «временем следования только внешним атрибутам». Сейчас недостаточно сделать два или даже три раза по 100 000 для достижения полного очищения. В наше время мы должны сделать четыре раза по сто тысяч, имея в виду четыре полных набора предварительных практик.

В занятии предварительными практиками первостепенную важность имеет ваша мотивация: то, почему вы это делаете; ваше отношение. Правильное отношение включает в себя преданность Трём Драгоценностям и сострадание ко всем существам, проникнутые усердием. Если вы будете заниматься предварительными практиками с правильной мотивацией, они увенчаются успехом; это — первое. Второе — это то, что негативная карма и затемнения коренятся в алайе, общей основе. Пока эта общая основа с её аспектом невежества не будет очищена, она будет продолжать создавать основу для дальнейших затемнений и плохой кармы. Вот что на самом деле должно быть очищено — фундаментальное невежество общей основы».

@dzogche