Ньошул Кхенпо Ринпоче. Естественное великое совершенство. Учения Дзогчена и ваджрные песни
Дзогчен, естественное Великое Совершенство, должно быть практикой и воззрением вне пределов концептуального ума. Поэтому позитивный или негативный настрой по отношению к явлениям, то есть, к случайным внешним или внутренним обстоятельствам, поощрение или подавление концептуального ума, представляет собой умственную медитацию.
Это выдумка и фальсификация, а не практика ригпа, не практика Дзогчена. Она похожа на собаку, пытающуюся поймать свой хвост.
Практика Дзогчена это освобождающая естественная не-практика спонтанного возникновения и спонтанного освобождения.
Но карма накапливается неизбежно, пока не постигнута невещественная, пустая, подобная сну природа всех форм, явлений и всех состояний дискурсивного ума, включая как ментальные, так и внешние феномены, пока не стала видна их открытая светящаяся сущность.
Карма накапливается, пока не постигнута своя собственная открытая и светоносная изначальная природа Будды, в которой нет эго, пока нет свободы от фиксации, умышленных действий или принудительных реакций.
Однако пребывание в ригпа – постижение своей истинной природы, наслаждение естественным потоком врожденной пробужденнoсти неотъемлемого недвойственного осознавания – разрубает корень кармической причины и следствия, страдания. Условия, которые приводят к созреванию не проявившихся кармических причин, не могут собраться вместе, и поэтому кармическим следам прошлых действий негде доходить до полного развития. Это похоже на волны в океане: они никак не улучшают, не разрушают и даже не изменяют его, возможно, только на самом поверхностном уровне.