Учитель, которого следует игнорировать, и тот, которому следует отдавать предпочтение.
Избегайте мастера, черты которого расходятся с чертами истинного учителя;
Но поскольку полностью квалифицированный мастер встречается редко, следуйте за тем, кто изобилует хорошими качествами.
Учитель, чьи черты расходятся с характеристиками [истинного] мастера, стоит вне буддийской доктрины и не может быть принят в качестве духовного учителя. Следовательно, даже если учитель может быть очень известным, активным и т. д., разборчивый ученик должен знать [об этих недостатках] и отстраниться [от учителя]. Это следует делать даже в том случае, если отношения между учителем и учеником уже сложились. Если же такие отношения еще не сложились, следует избегать их с самого начала. Сакья Пандита утверждает:
Отстраняйтесь от духовного учителя, который не соответствует учению Будды.
Нам следует научиться распознавать [плохих учителей] по многочисленным описаниям, данным в писаниях, а затем избегать их.
Например, «Краткая Тантра» [Колеса Времени] гласит:
Гордый, подверженный неконтролируемому гневу, пренебрегающий обещаниями, виновный в присвоении, невежественный [в учении],
Умышленно вводящий в заблуждение учеников, не сумевший войти в состояние высшего блаженства, непосвященный,
Раб богатства и наслаждений, беспечный, грубый в речи и одержимы сексуальным желанием:
Мудрые ученики, которые желают полного пробуждения, должны избегать такого учителя, как и ада.
Поскольку мы живем в эпоху [вырождения], мы очень редко встречаем учителя, наделенного всеми необходимыми качествами. Поскольку мы, возможно, никогда не встретим такого учителя, мы должны принять мастера, у которого много хороших качеств и очень мало слабостей. В «Окончательном ознакомлении» [Пундарики] говорится:
В наш век конфликтов духовные мастера будут проявлять как недостатки, так и достоинства;
Ни один из них не является абсолютно безупречным.
Поэтому тщательно исследуйте даже тех, кто преуспевает в добродетели, прежде чем начинать у них учиться.