Намкай Норбу Ринпоче
Многие говорят, что всего боятся: следуя учению, они страшатся даже учения — они полностью застревают в своем страхе. Это не выдумка, такие люди действительно чувствуют страх. Почему они его чувствуют? На то есть причина; страх —это следствие, порожденное причиной. Какова же эта причина? Это привязанность. Иногда это также гнев, но прежде всего привязанность. Именно привязанность заставляет нас придавать такое значение вещам, даже тем вещам, которые полностью лишены ценности или важности. «Это важно, то важно, во что бы то ни стало я должен сделать это, это должно быть так», и так далее. Мы постоянно порождаем такие напряжения, возникающие из привязанности. И когда мы придаем слишком большое значение вещам, возникает страх: «Возможно, у меня не получится, может быть, случится что-то плохое и произойдет катастрофа».
Но истина не в этом, истина в том, что сказал Будда: «Все нереально, подобно длинному сну». Когда мы видим сон, вещи кажутся нам реальными, конкретными и также очень важными, и во сне тоже есть сильная привязанность, но проснувшись мы обнаруживаем, что сон был нереальным, и говорим: «К счастью, это был сон!» Точно так же мы принимаем за реальность свою жизнь и все, что мы делаем, но, когда мы входим в состояние бардо, мы обнаруживаем, что это был всего лишь большой сон. Единственное различие между большим [сном] и малым состоит в том, что малые сны снятся нам каждую ночь, но большой сон жизни мы обнаруживаем только в состоянии бардо, промежуточном состоянии после смерти.
Вы видите, истина в том, что все нереально. Но если что-то нереально, зачем считать его столь важным? Конечно, это не значит, что вы должны сказать: «Хорошо, мой желудок нереален, голод нереален, поэтому мне не нужно работать или делать что-то, чтобы раздобыть пищу». Мы не можем так поступить: мы чувствуем нереальный голод, и для [того, чтобы его утолить] нужна нереальная пища, поэтому нам нужно выполнить какую-то нереальную работу. Так что в этом нет проблемы. Соответственно, мы должны немного поупражняться, чтобы жить с этим конкретным знанием. Тем из вас, у кого много проблем со страхом, много напряжений, следует думать: «Жизнь — это сон».
Есть такой метод тренировки: утром, когда вы просыпаетесь, вы прекрасно знаете, что пробудились и что пора вставать, идти на работу. Размышляйте так: «Ага, я думаю, что мне нужно вставать, и это сон; далее мне снится сон, что я завтракаю; сон, что я иду на работу, работаю, встречаюсь с людьми, возвращаюсь домой, ем свой ужин, ложусь спать; и, в конце концов, мне снится сон, что мне снится сон». Попробуйте поупражняться так, скажем, с неделю, а затем понаблюдайте, каким будет результат: это очень мощная практика, которая эффективно устраняет напряжения, страхи и т.п. Такую практику вы можете делать когда захотите: нет необходимости сидеть в специальной позе, нет нужды в особом дыхании, движении либо в чем-то еще — вы можете видеть сон о чем угодно, при этом действуя нормальным образом. Не стоит рассказывать другим о том, что вы видите сон, иначе это может показаться странным. Поймите, эти вещи по-настоящему важны: они дают вам возможность очень простым образом применять учение дзогчен!