Намкай Норбу Ринпоче o Проявление облика.
Большинство людей не верят в реальность других видов существ, потому что не могут их видеть. На самом деле это не основание отрицать их существование: если мы их не видим, это не значит, что их нет. Видеть их нам не позволяют разные причины, например расстояние и время, — мы не можем видеть прошлого, будущего, но кто возьмется утверждать, что завтра не существует?
Когда мы ночью смотрим на небо, мы видим бесконечное количество звезд, галактик, звездных систем. Мы ничего о них не знаем, в том числе и о том, какие существа там живут, потому что у нас нет способности видеть на таком расстоянии. Так что нам может казаться, что все эти галактики населены только существами, похожими на людей и животных. Но это был бы очень недалекий и ограниченный взгляд.
Есть много видов и классов существ. Некоторые виды существ обладают высокими способностями, например, многие существа очень могущественны и владеют энергией. Несомненно, есть множество более могущественных существ, чем люди, и у них другие особенности. Один из таких классов существ — яма. Как выглядят существа класса яма? Мы этого не знаем, у нас нет способности видеть их, общаться с ними. Мы также не знаем, в каком направлении, в каком месте обитают ямы. Но если мы хотим знать, каков облик ямы, то можем составить себе представление по одному из проявлений Манджушри, известному как Ямантака. Проявление похоже на отражение в зеркале. Если перед зеркалом находится существо яма, то, хотя зеркало свободно от понятий формы и цвета, оно, тем не менее, отражает облик ямы.
Итак, в учении Ануттара-тантры все проявления имеют тот же самый принцип. Какой смысл несет эта форма, это проявление? Это только символ, средство для установления контакта, потому что в противном случае не было бы никакой возможности для передачи.
Проявление облика — это проявление энергии, связанное с нашей ясностью и энергией. Через этот канал — ясность и энергию — проявление передает знание непосредственно, звуком. Звук — это основа, из звука появляются свет и лучи. Природа звука содержится в мантре той или иной коренной тантры, потому что мантра есть звук. Поэтому, когда мы преображаемся и оказываемся в этом состоянии, мы используем конкретную мантру, связанную с данным проявлением, и благодаря силе мантры объединяемся с этим символом. Так что проявление есть не что иное, как возможность применить собственную ясность. В этом состоит главный смысл преображения. Хотя мы не можем напрямую общаться с просветленным существом, тем не менее, у нас есть возможность обрести его состояние, используя метод преображения. Эта возможность дана нам просветленными существами и учителями, обладавшими такими способностями и передававшими учение устно или с использованием символов, например изображений мандал, связанных с тем измерением, а также дававшими наставления относительно смысла проявления. Проявление — это символ, благодаря которому мы преображаем свое измерение. Все проявления, например Ямантака, олицетворяют деятельность нашей энергии. Мы оказываемся в измерении преображения, если получили наставления от учителя, который наделяет наше измерение силой соответствующей мантры и приводит нас на путь преображения. Это называется посвящением, и вы можете его получить, если по-настоящему понимаете, что оно в действительности означает. В наше время для большинства людей посвящение — лишь церемония, и те, кто его получает, думают, что им дали нечто вроде благословения, а потому не знают, что преображение — это путь. Итак, Калачакра — это пример йидама, метода проявления или возможности обрести такое же состояние. Вот что такое йидам.