Намкай Норбу Ринпоче
У людей, живущих на Западе, есть привычка жить в прошлом и тенденция думать о чем-то вроде: «Много лет назад я поступил плохо и чувствую себя виноватым». Вы думаете об этом перед сном, вместо того, чтобы спать спокойно и видеть интересные сны. Вы все размышляете: «Я помню все плохое, что совершил» и т.п. На следующий день вы просыпаетесь все на нервах. Это нехорошо. Это бесполезно. Прошлое — в прошлом. Забудьте о нем! Если вы хотите написать книгу о том, что вы делали два года назад, тогда постарайтесь вспомнить это и записать. Но если вы совершили что-то плохое — это в прошлом… Если вы считатете, что совершили что-то плохое в прошлом и делаете практики, чтобы очистить это — отлично, в любом случае практика хороша для очищения. Вы можете посвятить ее прошлому, будущему и вообще всему. Но затем не думайте слишком много о прошлом. Будьте в настоящем!
Находясь в присутствии в настоящем, вы можете получать радость от своей жизни. Жизнь не так уж плоха, пока вы живы. Затем однажды вы исчезнете. А до тех пор мы наслаждаемся, делаем лучшее, на что способны, расслабленно. Это первое. Почему нам не удается расслабиться? Почему мы всегда думаем: «Вот то, вот это. Вчера кто-то сказал…»? Мы вспоминаем об этом снова и снова, злимся и расстраиваемся. Забудьте об этом и наслаждайтесь! Если вам не удается наслаждаться, приходите петь и танцевать вместе со мной. Это поможет не думать о всякой ерунде. Если вы понимаете принцип знания Дзогчен, песни и танцы — это практика. Если вы обладаете знанием, нет никакой разницы между песнями, танцами и [любой практикой]. Если вы не обладаете знанием, культивируйте другой образ мыслей, это немного поможет. Если у вас болит живот или голова, вам нужно принять аспирин, и в тот момент это ненадолго поможет. Это что-то вроде этой практики. Обладая этим знанием, вам не нужно идти в этом направлении. В нашей жизни все, что связано с телом, речью и умом, относительно, и мы можем интегрировать все. Интегрируясь с обстоятельствами, мы находимся в присутствии, не отвлекаемся.
Некоторые говорят, к примеру: «Обстоятельства таковы, что мне нужно убить свинью». Но вы знаете, что убийство свиньи не соответствует вашему присутствию. Вы прекрасно понимаете, что если убъете свинью, животное будет страдать, поэтому вы не станете этого делать, разве нет? Вот что значит быть в присутствии. Всегда кто-нибудь говорит, что очень сложно быть в присутствии. Если вы никогда не упражнялись в этом, тогда, конечно, это нелегко. Некоторые говорят, что в течение двух или трех дней пробовали быть в присутствии, и это оказалось очень сложно. Мы всегда отвлекаемся, мы не находимся в присутствии, поэтому не так легко интегрировать, находясь в присутствии. Это не так легко, но и не так уж сложно. Сложно — это если бы нам пришлось практиковать, как Миларепа. Если бы вам сказали отправляться на гору и сидеть там месяцами и годами без еды — вот что сложно, но постараться быть в присутствии — не так уж сложно. Если у вас есть время, поупражняйтесь. Также во время работы вы можете попробовать быть в присутствии. Всегда можно научиться. Некоторые люди не понимают, что такое находиться в [состоянии] знания. Я всегда привожу простой пример пребывания в [состоянии] знания: это похоже на вождение автомобиля. Если вы умеете водить машину, во время езды вы можете разговаривать с людьми и смотреть по сторонам. Все это возможно.
Вы также можете думать и судить за рулем, но вы не отвлекаетесь, иначе можете попасть в аварию. Подобным образом, мы должны научиться быть в присутствии в нашей жизни. Мы проводим за рулем не всю жизнь, мы делаем столько всего и можем постепенно научиться [всегда быть в присутствии]. Я часто прошу людей уделять этому час или два, тогда быть в присутствии будет все проще и проще.
Практик Дзогчен не отвлекается ни на мгновенье. Даже если разговаривает с людьми часами, ему необязательно отвлекаться. Будьте в присутствии. Вот, чему нужно научиться, особенно практикам Дзогчен и учителям Дзогчен, — быть в присутствии. Учителя должны быть в присутствии, и тогда они смогут стать хорошим примером для учеников, для тех, кто только учится. Таков практический путь в учении Дзогчен. Это очень важно.
Иногда между людьми развиваются напряжения. Почему они возникают? Из-за того, что нет присутствия. Если вы в пристутствии, вы помните слова Будды. Он много раз повторял, что все нереально, жизнь подобна сновидению. Недостаточно только знать эти слова и говорить об этом, мы должны применять их и быть в этом знании. Если вы находитесь в этом знании, то то, как вы проявляетесь, даже во время разговора с другими людьми, ваше видение и ситуация меняются. Важно, чтобы все вы помнили об этом.