История
April 29

Лама Сопа Ринпоче. Бескрайние небеса блага"

«Когда у вас возникает переживание [пустоты], вам кажется, что «я» нет, вообще нет. Это чувство полной потери «я». Такое бывает. «Я» не выпрыгнуло в окно, не ушло через дверь, просто там, где оно представало перед вами раньше, теперь его нет. У вас исчезает эта галлюцинация, и внезапно то, что вы считали реальным, становится ложным. «Я» неожиданно растворяется ( щигпа).

Это великое переживание, невообразимое потрясение, потому что «я» казалось вам реальным не только в последние сутки, не только с рождения, но с безначальных времён. Вам являлось реальное «я», и вы на сто процентов верили в его истинность. Теперь же вы осознали, что эта «реальность» ложна, что такого «я» не существует, и оно растворяется. Какое сильнейшее потрясение от осознания того, что привычное вашему уму представление – ложь! Это потрясение даже для бодхисаттв, ещё не достигших высоких уровней. Высшие бодхисаттвы испытывают от этого несказанное счастье – у них встают дыбом волоски на коже, и из глаз льются слёзы, а низшие бодхисаттвы чувствуют сильный страх.

Когда у вас возникает подобное переживание, если вы не получали полные учения от опытного наставника, вы можете подумать: «Я впал в нигилизм, решил, что ‘я’ не существует!» Вы обеспокоены. Тогда вам грозит большая опасность, потому что вы пытаетесь прекратить этот опыт. Вы уже вплотную приблизились к переживанию пустоты, истины, но блокируете его, опасаясь, что впали в нигилизм. Тогда пройдёт ещё много лет, прежде чем вы вернётесь к тому же переживанию. Постижение пустоты иной раз занимает много лет. Вам нужно пересечь реку, достичь другого берега. Вам нужно испытать на своём опыте полное отсутствие «я». Что произойдёт в конечном итоге? Вы вновь увидите «я», уже существующим в простом названии. Невероятно тонко!

В Тибете один человек внезапно постиг пустоту во время рубки дров. У него были большие отпечатки познания пустоты, очищенный ум, много заслуг, сильная преданность гуру. Другой человек, монах, постиг пустоту во время медитации, и так сильно испугался того, что его «я» нет, что схватился за свою одежду, донгка. В то время он не понял, что «я» существует в простом названии, и попытался удержать его, вцепившись в одежду!

Вы должны через это пройти, не останавливаясь, и тогда со временем поймёте, каким образом существует «я», что оно существует в простом названии. Это следствие, а для того, чтобы оно возникло, нужно создать причину, постигнув абсолютную истину, верное воззрение мадхьямаки прасангики. Относительная истина – это существование в простом названии. Если вы не примирите между собой эти две истины, вам грозят опасности.

Вкратце, вам нужно постичь срединный путь, свободный от нилигизма и этернализма. Это и будет постижением воззрения прасангики».

Лама Сопа Ринпоче
"Бескрайние небеса блага"

@dzogche