Лонгчен Рабджам. Краткое описание процесса возникновения заблуждения
Заблуждение происходит в результате неведения Проявленной Основы как собственной сущности.
В тантре «Пронзительный звук» говорится:
«Не осознав единство в изначальной чистоте,
Природа явлений не распознаётся как своя собственная сущность,
В результате чего происходит присвоение, соответствующее причине.
Цвет становится опорой ориентации,
Тогда как причина и условие тонкого фактора двойственности
Превращаются в ориентиры сансары и кармы».
Как же возникает этот процесс?
Когда восходит Проявленная Основа, её резонирующая энергия естественно выражается в ясном осознающем восприятии, способном отражать объекты. В этот момент, в силу не-осознавания своей сущности, сама эта Основа проявляется в сочетании с тремя типами неведения:
1) «Неведение тождества с природой причины» — когда энергия выражается как познавательная способность, не-осознающая свою сущность (как изначальную чистоту);
2) «Врождённое (со-возникающее) неведение» — восприятие спонтанно совершенных проявлений без постижения того, что это они суть «видимости» Основы, лишённые независимой сущности и самобытия;
3) «Неведение истинной природы всего концептуального» — восприятие собственных проявлений как чего-то иного (то есть в контексте воспринимающего и воспринимаемого).
Эти три неведения имеют единую сущность и различные аспекты.
Так, когда собственные проявления оцениваются (двойственным образом), то происходит отвлечение по причине не-узнавания Основы и «видимостей» Основы; непонимания Основы как пустотной Сущности, ясной Природы и непрерывной Энергии; непризнания Проявленной Основы как Спонтанного Совершенства и в силу восприятия саморождённых проявлений как нечто чужое («внешнее»).